Что такое регулятор холостого хода? Зачем он нужен? Причины неисправности.
Для начала давайте разберемся что же такое холостой ход двигателя. ХХ это заданное число оборотов двигателя без нагрузки, с не нажатой педалью акселератора.
Для достижения такого эффекта нужно чтобы двигатель получал небольшую порцию воздуха. Например на карбюраторах и первых инжекторных двигателях, холостой ход регулируется винтом, путем открытия или закрытия заслонки, то есть можно вручную отрегулировать холостые обороты. На современных двигателях с электронным управлением, такие настройки ушли в прошлое, теперь этим занимается контроллер ( ЭБУ ).
Так вот регулятор ХХ или добавочного воздуха, это один из исполнительных механизмов, которыми управляет ЭБУ. Да да это не датчик ХХ, как многие его называют. По сути это шаговый электромотор, задача которого регулировать ХХ путем перекрытия, или открытия воздушного канала, тем самым уменьшая или увеличивая обороты двигателя. Канал которым он управляет распологается за дроссельной заслонкой, а заслонка при не нажатой педали акселератора, полностью закрыта. Но для работы двигателя нужен воздух, вот именно этим и занимается РХХ. В регулировке ХХ также принимают участие датчик положения дроссельной заслонки ( ДПДЗ ), и датчик абсолютного давления ( или датчик массового расхода воздуха ДМРВ ). Именно по сигналу с этих датчиков ЭБУ контролирует обороты двигателя.
Происходит это следующим образом, например педаль акселератора не нажата, а соответственно заслонка закрыта, ДПДЗ стоит в ноле, ЭБУ это понимает и подаёт сигнал на РХХ чтобы тот в свою очередь выдвинул шток на столько шагов, чтобы обороты установились в заданное программой значение. И если где-то будет подсос воздуха, то ЭБУ с помощью регулятора холостого хода будет стремиться стабилизировать обороты в заданное значение. Так что если у вас проблемы с холостыми оборотами, не грешите сразу на РХХ.
Возможные симптомы неисправности РХХ:
- Нестабильный холостой ход, то есть плавающие обороты.
- Отсутствие ХХ, то есть двигатель глохнет.
- Повышенные обороты ХХ
- Затрудненный холодный пуск.
Самая распространенная причина неправильной работы РХХ, это банальное загрязнение дроссельного узла. Так как из за обрастания нагаром воздушного канала, его сечение уменьшается. И регулятор просто не может откалиброваться. То есть ЭБУ дал команду выдвинуть шток допустим на 30 шагов, регулятор выполнил команду, но из за налёта сечение канала меньше, соответственно воздуха проходит меньше и обороты опускаются ниже. ЭБУ пытается их стабилизировать, и таким образом начинают плавать обороты.
Так же частая причина, это пересохшая проводка идущая к регулятору. вследствие чего надламываются провода, и связь регулятора с ЭБУ нарушается. Ну и очень редко выходит из строя сам регулятор. Происходит это по причине износа червячной пары шагового электоро мотора. Из за чего шток начинает закусывать, и он не может выдвинуться, или задвинуться на заданную величину. Так же может износится конус ( грибок ) штока РХХ, по причине чего, так же меняется сечение воздушного канала.
Проверить регулятор можно несколькими способами. Самый простой, это конечно сканер с помощью которого можно убедиться в том, работает или не работает регулятор. Так как через него можно отдельно управлять РХХ.
Второй способ это заменить его на заведомо рабочий. Что не каждому по карману. Но порой бывает, что другого варианта нет. Не обязательно его покупать, можно у кого-то попросить снять с такого же авто на пробу.
Но в большинстве случаев регулятор не имеет никакого отношения к неправильному ХХ, так как он просто выполняет команды ЭБУ. И искать причину нужно либо в механической части двигателя, например подсос воздуха, либо в датчиках с которых берется информация для управления РХХ.
Свежие комментарии